!--- Советы дядюшки Дэвида

Центр устойчивого развития столицы
Советы дядюшки Дэвида

Советы дядюшки Дэвида

Самобытный город, безопасный для его жителей, открытый и привлекательный для гостей, экологический чистый, зеленый и уютный, удобный для пеших прогулок, динамичный и веселый. А самое главное: устойчивый. Такой в будущем должна стать наша столица. И такую задачу ставит перед собой английский архитектор Дэвид Валтон, получивший приглашение работать в Астане

Знакомьтесь: Дэвид Валтон, архитектор по образованию. Как принято у нас говорить, общий трудовой стаж - 43 года. Работал по заказам правительства Лондона, по проектам Азиатского и Всемирного банков развития во многих странах мира. Участвовал в проектировании таких крупных городов, как Лондон, Эдинбург, Манила, Гонконг...

В течение последних 20 лет был партнером известной в Великобритании компании, которая занимается вопросами устойчивого развития столиц и городского планирования. Два года назад ушел на пенсию. Но неожиданно для себя в феврале этого года получил приглашение поработать в Казахстане, применить свои знания и опыт в новой строящейся столице - Астане. Благодаря такому богатому послужному списку Дэвид Валтон стал директором “Центра устойчивого развития Астаны” при городском акимате.

- Господин Валтон, что включает в себя понятие “устойчивое развитие столицы”?

- На Западе уже давно разработаны и применяются инструменты и технологии устойчивого развития городов. Подобные знания у вас еще распространены. У вас много сильных, подкованных специалистов, но у них нет опыта работы именно по устойчивому развитию городов. Оно включает в себя три основных элемента: экология, социальная сфера и экономика. Одним словом, устойчивость определяет качество жизни в городе. Это находит отражение и в качестве городских улиц, и в организации городского пространства, отдыха, управления и пр.

- И каковы же будут главные принципы этой стратегии?

- Например, сравним два города: на левом и на правом берегу. Несомненно, что новый город - это смелая и передовая идея, однако мы не должны забывать и о “старом городе”, где проживает основная часть населения столицы.
Наша задача - чтобы развивалось и правобережье и чтобы оно составляло единое целое с левобережьем. Астана должна стать успешной и самобытной столицей с международным статусом.
Вторая наша задача - создать такой город, в который захотелось бы возвращаться снова и снова, чтобы он стал как магнит, где было бы хорошо и комфортно и местным, и приезжим. Он должен быть уютным и зеленым. Например, в Европе есть такие города, как Дублин, Краков, Прага. Они очень привлекательны и притягивают к себе. Они полны творчества и инноваций.
Третья задача - сделать его безопасным и свободным, где каждый бы мог почувствовать о себе заботу.
Четвертая - Астана должна стать динамичным и веселым городом. Столица должна изобиловать местами отдыха, развлечений, спорта. Это должен быть город, “бодрствующий круглые сутки”.

- Существует генплан столицы, разработанный японским архитектором Куросавой. Он будет учтен вами?

- Было бы не совсем корректно говорить, что я буду изменять генплан Куросавы. Он и так уже подвергается некоторым изменениям. Но основная структура останется. Работа японского архитектора достаточно качественная. Мы постараемся сделать так, чтобы основные идеи генплана были реализованы на практике.
Например, Куросава настаивал на том, чтобы старые районы остались, но я вижу, что на практике не совсем правильно эту идею интерпретировали. И мы постараемся сделать так, чтобы эти идеи автора генплана реализовались, как он задумал.
Посмотрите в окно: возле акимата много насаждений, а в то же время в других местах идет вырубка. Согласно идеям Куросавы, в городе ничего не должно было вырубаться. И мы тоже постараемся сделать так, чтобы сохранить зеленые насаждения.
Ну а вообще, следует заметить, что практика корректировок генпланов всегда присутствует. Мой любимый генплан - это генплан Вашингтона, разработанный архитекторами еще в 1971 году. Однако он подвергался изменениям, было внесено около 30 поправок.
Такова судьба всех генпланов больших городов.

- Что вы можете сказать по поводу плотности застройки в Астане? По качеству строительства?

- В Астане предстоит сделать многое по организации городского пространства. Особенно пространства жилищных районов. Недостатки, на мой взгляд, в том, что жилые районы состоят из отдельно стоящих высот-ных домой, как правило, это 9 - 12-этажные дома и выше, а рядом вырубленные деревья, и вместо них - парковка или заправка. Я бы предпочел 3-4-5-этажные дома, которые бы определяли границы улиц, скверов, парков, нежели высотные дома. Улица должна быть образована домами.
У вас много величественных зданий административного характера. Сейчас надо сделать акцент на создание мест, которые должны быть ориентированы на людей, на создание комфортности и уюта, где весело и уютно.
Теперь, что касается качества. Любой город, если его строить быстро, будет иметь проблемы с качеством.
Есть моменты, которые меня удивляют. Например, вот здание городского акимата. Красивое, современное. Но... все впечатление портится от того, что по водосточной трубе дождевая вода стекает прямо на газон и разливается по тротуару, разрушая его... Не доделана цепочка водоотвода?

- В Астане количество автомобилей превышает возможности ее дорог. Большие пробки. К тому же, горожане жалуются не только на узкие дороги, но и на узкие тротуары: прогуляться, не наглотавшись дорожной гари, сложно.

- По мере роста города будет расти количество машин, и дороги не будут справляться с этим потоком. Это просто фатальное и неизбежное последствие больших городов и столиц. Вывод, который мы сделали на Западе: строя новые дороги, невозможно решить эту проблему. Дополнительные дороги – это не выход. Выход - в создании сбалансированной системой с размещением остановок и до которых было бы удобно добраться пешком.
В нашей стратегии, несомненно, учтен и этот момент. Астана должна стать городом, в котором отдан приоритет пешеходному движению и общественным видам транспорта. Необходимо сделать так, чтобы люди получали удовольствие от пешеходных прогулок и чтобы шли не потому, что выбора нет, а потому что к этому располагает правильная организация городского пространства.

Автор
ИздательствоГазета "Новое поколение", №23
Дата издания2005-10-06

Проекты по этой теме:

Услуги по этой теме:

Возврат к списку


© Центр устойчивого развития столицы
Разработано в web2print.kz